3apa3a: (Default)
[personal profile] 3apa3a
Я что-то сомневаюсь, что советских лётчиков кто-то когда-либо называл "краслетами".

Также неизвестно ни одного случая угона самолёта финнам. Если я не прав, то знатоки истории меня непременно поправят.



И ещё мне непонятнно, как такую листовку заставить дойти до адресата.

Разбрасывать над местом дислокации лётчиков с самолётов? Единственный способ. Не по почте же присылать, да?

Допустим, разбросали мешок. 100 000 экзэмпляров.

Ну и что?

Каждый красноармеец, краслёт или нет, знал: подними он такой листок, спрячь, если обнаружат - в расход пойдёшь незамедлительно.



Свои же однополчане и стуканут. Трибунал, пуля в затылок. Ровно так, как показано на листовке внизу.



Довольные русские военнопленные.




Тут и те же политруки, которые на предыдущем плакате-листовке стреляли в спину, бегут сдаваться стройными рядами.





Ну а теперь - реальные пленные, сдавшиеся в Сортавала не во время Зимней войны (Talvi sota), а во время войны-продолжения (Jatko sota).

Три военнопленных, снятых 15 августа 1941 года. Фото здесь и далее - из архива SA-kuva (Sota ajan kuva) то есть фотографии времён войны в переводе с финского.

Всего военнопленных три - два мужика и одна женщина. Именно эту женщину вы больше не увидите на фото, это единственная фотография с ней, а я, как уже говорил, сгрузил ВСЕ фотографии с тэгом Sortavala в свой архив. Но мужчин справа и слева от неё мы увидим ещё....


На снимке вверху пленных ведут по улице Полевой (Пелтокату). Подпись на финском: Antautuva venäläislauma Peltokadulla klo 17.10 - дата - 15 августа 1941 года, время - 17 часов 10 минут.


Колонна пленных шагает из Хелюля в Сортавала, метров через 300-500 они подойдут к кладбищам, сначала русскому, потом - финскому. Впрочем, сейчас только подумал, что не знаю, существовало ли русское кладбище до войны. Финское-то точно было, там есть могилы и 1800 годов... Посмотрите на двух женщин, видимых за вторыми носилками с ранеными.


Подпись на финском говорит: Joukossa 2 naista, vasemmalla sanitäärisisar ja toinen miehen pukuinen on ollut autonkuljettajana, suomea puhuva aunukselainen. В группе (военнопленных) - две женщины: слева-медсестра, вторая, в мужской одежде, была шофёром и говорила по-фински. Она - из Олонца.


Мужик в хорошей компании, подпись : Sotilasvirkailija A.Pekosen ja V.Pietisen pidättämiä ryssiä 3 naista ja 1 mies. Sortavala 1941.08.18, то есть арестованные военными офицерами A. Пеконеным и В. Пиетиненым 3 русские женщины и 1 мужчина. 18 августа 1941 года. Город уже почти неделю занят финнами.


Вот та же компашка на парапете того, что на моей памяти всегда было Госбанком. ПОзади памятника Шемейкке. На одежде женщин какие-то свалявшиеся шарики. Вначале я принял их за брак плёнки (такое тоже есть), но, поскольку фото можно сгрузить в очень высоком разрешении, то видно, что это не брак, а такое одеяние.


Под этой фоткой написано: Tombolskilainen sotavanki. Sortavala 1941.10.05. Томбольский военнопленный. 5 октября 1941 года. Почему "томбольский", я полагаю, что военкор, сфотографировав мужика, просто спросил, откуда он, на что тот, вероятно, ответил, что из Тобольска. А может он был из Тамбова, что финну одинаково чуждо по звучвнию....Вряд ли мы уже когда-нибудь узнаем, как было на самом деле.


А вот уже встреченный нами ранее пленный солдат. Второй что-то кричит в окошко подвального помещения. Подпись : Vangit kehoittivat kellariluukuista ampuvia sala-ampujia antautumaan 1941.08.15. Пленные призывают сдаться стреляющего из подвального окошка тайного стрелка (если перевод неточен, поправьте, пожалуйста, мой финский давно и безнадёжно заржавел). Лично я сомневаюсь, что 15 августа ещё кто-то там засел и отстреливался - все либо ушли в сторону Питера, где финнов не было, те шли от Хелюля, со стороны Туокслахти и Риеккалансаари, либо сдались в плен. Но приукрасить-то нужно ратные подвиги...


Вот уже знакомую нам шофёрку из Олонца, говорящую по-фински, погрузили в машину и куда-то повезут. Может и в Олонец, который если не занят уже, то будет скоро, как потом и Петрозаводск, который станет не Петроской, в Яянислинной.


Тут непонятно куда ведут пленных. Это - местечко Кармала, на берегу Хелюльского озера (Кармалан ярви). Виден канал, прорытый для прохода из этого озера в Айранне и потом в Ладогу. Автор поста лично ездил по нему на лодке из Хюмпельского озера (Хюмпелянярви) в Тункала. Лет мне было тогда шесть-семь. На вёслах ездил.


А теперь мы видим второго нашего знакомого. С аккордеоном. И читаем: Riemuten ja laulaen kulkevat valtaajat kaupungin kaduilla. Vanki etunenässä vetäen hanuria Sortavala 1941.08.15 Радостные и с песнями идут победители по улицам города. Гармонист на переднем плане - русский военнопленный. 15 августа 1941 года.


Те же и там же, на площади Вяйнемёйнена. Горящее на заднем плане (его подожгли отступавшие) здание так и не будет восстановлено за все годы войны...


Снова наши знакомые девушки. Обратите внимание на сумочку медсестры. Никто не отнял ничего. Интересно было бы узнать, что с ними стало, но вряд ли кто из пленных написал такие воспоминания...


Сдающийся в плен "рюсся". Так написано под картинкой - russä antautuu "Рюсся" было и остаётся оскорбительным наименованием русского. Нейтральное - "веняляйнен". Яркое свидетельство того, как неохотно финский язык заимствует иностранные слова. Если во-всех языках Россия как-то похожа на оригинал : Russia, Russie и т.д. то у финнов она - Venäjä и Советский Союз обычно Soviet Union, Union Soviétique etc, по-финляндски вот, пожалуйста: Neuvostoliitto, да и пишется вместе.
Именно этот момент сдачи русского солдата в плен я однажды видел на Ютьюбе в форме финской кинохроники тех времён. Даже разместил его в своём альтернативном журнале http://sortavaletz.livejournal.com/ но потом клип был оттуда выпилен из-за нарушения авторских прав. А жаль.

Далее - ещё три кадра с военнопленными.







(no subject)

5/1/14 04:22 (UTC)
Posted by [identity profile] kijuch.livejournal.com
Спасибо, очень интересный материал
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
Эти архивы просто фантастически интересны. Только по тэгу Сортавала я скачал штук 800 фото. И все - в отличном разрешении 300 пикселей на дюйм. Буду постепенно обрабатывать и выдавать. Комментарии читателей очень помогают тому, чтобы работа продвигалась. Спасибо и вам.

(no subject)

5/1/14 05:31 (UTC)
Posted by [identity profile] to-vi.livejournal.com
Спасибо! Я в Териоках жила, там в библиотеке на стенде часто выставляли фотографии военного времени и письма солдат, финских и русских. Содержание одинаковое: дорогая мама, как я скучаю по тебе, когда же кончится эта проклятая война...
А у моей соседки дедушка в плен попал. У них была одна винтовка на десятерых и приказ комиссара: оружие добудете в бою. В общем, этот плен ему жизнь спас, он так всю Вторую Мировую в плену и пересидел. Потом пять лет лагерей и разрешение на жительство на 101 километре, потом амнистия и разрешение поселиться в Териоках, по месту рождения.
В.

(no subject)

5/1/14 08:10 (UTC)
Posted by [identity profile] marisvet.livejournal.com
Повезло. Всего пять лет лагерей.

(no subject)

5/1/14 16:27 (UTC)
Posted by [identity profile] to-vi.livejournal.com
Думаю, что к военнопленным в зимней войне относились мягче, чем к тем, кто попал в плен во время Великой Отечественной.
В.

(no subject)

2/4/21 10:24 (UTC)
Posted by [identity profile] toika0.livejournal.com
Есть книга Ивана Твардовского (брата того Твардовского) "Родина и чужбина», Очень познавательна для ощущения того времени. Мне была интересна....
Вспоминают о прошлом по-разному. Иногда приукрашивают либо его, либо себя в нем. Не таковы мемуары Ивана Твардовского. Здесь все правда. Это творческий принцип стойкого автора — абсолютная, безусловная, чистая правда, выразить и оживить которую Иван Трифонович Твардовский считает своим нравственным долгом.
Попал в плен Ов первые дни войны.... из - за был в финском плену, потом ушел в Швецию (именно ушёл ), вернулся в Россию, получил срок....
http://boris-mojaev.narod.ru/index.files/tvardovsky.htm
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
Содержание писем, конечно, должно быть куцым, потому что цензура. А вот воспоминания были бы ценными, при условии отсутствия этой цензуры, конечно, да и самоцензуры тоже. Наверняка с финской стороны таких воспоминаний много, но я уже не могу читать по-фински быстро. В по-русски не встречал именно про Сортавала или хотя бы про Северное Приладожье. А дедушке повезло во всех смыслах.
Posted by [identity profile] to-vi.livejournal.com
Дедушки того уже в живых нет, но соседка говорила, он этот финский плен благословлял. За жизнь. Кроме того, финны к пленным по-человечески относились. Это было что-то вроде рабочего поселения, но никак не концлагерь.

На териокском сайте есть кое-что из архивов, правда, в основном то, что касается Карельского перешейка. Есть даже письма и воспоминания: http://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=55

Там вообще неплохая подборка из материалов о войне. Можно еще написать админу сайта, Александру Браво - попросить поделиться материалами. Там все архивариусы в округе друзья-приятели, может, и сортавальские недалеко - откликнутся.
В.
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
непохоже на правду. Наверное "испорченный телефон" сработал. В 1941-ом хорошо вооружены были советские военнослужащие. По крайней мере лучше финнов. У многих самозарядные винтовки, у командиров - пистолеты ТТ. Вот автоматов судя по всему было мало.
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
подкрепляй ссылками, иначе сочту троллем и снесу.
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
А Вы резки :)
Вам обязательны именно ссылки? А личные впечатления имеют силу? Дело в том, что я неоднократно принимал участие в работе поискового отряда в районе от современной российско-финской границы и до Хелюля. Очень многие советские солдаты были вооружены именно самозарядными винтовками (СВТ, АВС). Самозарядные винтовки, насколько знаю, в те годы на вооружении европейских армий не состояли вообще. Не в силах была решить эту задачу промышленность европейских стран. Винтовки эти для финнов являлись ценным трофеем (доказательством чему могут служить и те фото, которые Вы привели. Там на одном из фото у финского солдата на плече аж две СВТ. Есть и другие фото.) Поэтому с поля боя эти винтовки финны собирали, даже если это поле боя было в глухом лесу, и тащить такую тяжесть (одна СВТ около 4 кг) предстояло далеко. Обычные мосинки, цинки с патронами, гранаты (принадлежавшие убитым советским солдатам) - финны при этом бросали. Но они оставляли на телах бойцов подсумки для магазинов к СВТ (они отличаются от подсумков к мосинке), ножны и иногда плоские штыки от СВТ, пустые и снаряжённые магазины к СВТ. Всё это я видел сам на очень многих останках советских бойцов. Находили на прикопанных останках и сами проржавевшие СВТ. Думаю-это хоронили своих наши бойцы. Финны наших в лесу не хоронили, бросали на поверхности. Были конечно у многих наших мосинские карабины и драгунки. Ручные пулемёты Дегтярёва тоже были для финнов ценным трофеем. Их можно увидеть у финских солдат на многих кадрах кинохроники. Хотя магазины от ДП-27 финны бросали иногда тоже.
На поле боя находили во множестве стреляные гильзы от "Суоми", иногда пачки с патронами 9х19. На многих финских фото финны стоят с "Суоми". Вывод - финны широко применяли автоматы. Стреляных гильз 7,62х25 на поле боя почти нет. Единицы только, но это можно объяснить тем, что у наших командиров были ТТ. Находили и проржавевшие остатки ТТ, кобуры от них. Остатков автоматов у наших не находили. Вывод: командиры были довольно широко вооружены ТТ. Автоматов ППД, ППШ-41 наши в боях широко не применяли. Хотя на некоторых снимках, сделанных нашими корреспондентами в то время, у командиров попадаются и ППД. Интересно, что СВТ, взятые финнами в качестве трофеев в то время, и сейчас на руках у них. По крайней мере, как я слышал, в Финляндии можно их приобрести и сейчас.
Александр, Вы часто бываете в Сортавала, поэтому можете посетить музей в Заозёрном, посмотреть всё это своими глазами, поговорить с командиром поискового отряда. Там довольно много экспонатов. Гораздо больше, чем в экспозиции, которая посвящена советско-финской войне 1941-1944гг, в краеведческом музее в Сортавала.
Posted by [identity profile] to-vi.livejournal.com
Насчет вооружения - не знаю. Возможно, испорченный телефон (мне эту историю рассказывала внучка того солдата), возможно, оправдание для сдачи в плен (перед той же внучкой), а возможно, и правда.
В.
Edited 8/1/14 03:42 (UTC)

(no subject)

29/9/15 21:52 (UTC)
Posted by [identity profile] glavsnab.livejournal.com
"У них была одна винтовка на десятерых и приказ комиссара: оружие добудете в бою" - ложь.

Цыц, политрук

29/9/15 23:28 (UTC)
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
пойдёшь на сук!
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
Смотришь на фото - многие пленные улыбаются. Наверное думают, что пронесло, в живых остались. Тем не менее каждый третий из них до конца войны не дожил. Смертность в финских концлагерях была на втором месте после немецких.
Edited 7/1/14 11:44 (UTC)
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
"По статистическим данным управления по делам военнопленных финскими воинскими подразделениями взято в плен общей сложностью 64 188 человек. Согласно договору о перемирии из них в Советский Союз было возвращено 44 453 военнопленных или интернированных. По статистическим данным получается, что из всей массы пленных в наших лагерях погибло 29,1 процента. Это одна из самых высоких цифр в мире."

Отсюда: http://www.aroundspb.ru/finnish/pietola/pietola1.php

Не привёл сразу, потому что считал, что это общеизвестная информация, известная всем интересующимся данной темой (Вам в том числе).
Edited 8/1/14 07:55 (UTC)
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
Я не сильно интересуюсь этой темой вообще-то. Только визуальными материалами по Сортавала из финских архивов. Но за ссылку спасибо, будет время, может быть, почитаю. В Заозёрный вряд ли соберусь, даже не знаю, где это, в по краеведческому музею в Сортавала согласен, там почти ничего нет
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
Кстати прошёл по ссылке

Эйно ПИЭТОЛА. Перевод с финского К. ГНЕТНЕВА "СЕВЕР", № 12 Петрозаводск, 1990

Очень тенденциозная статья, видно сразу, хотя скорее всего во многом объективная. Я далёк от мысли одобрять истребления финнами русских в лагерях и, если заметили, в посте не даю никаких политических оценок, чисто описательно работаю. Другое дело что не советам давать оценки, ибо мы не знаем, сколько из "возвращенных 44 453 военнопленных или интернированных" потом сгинуло в лагерях советских. И сколько отказались бы возвращаться, если бы могли.

Но интересно другое. Костю Гнетнева я знал лично и даже ездил с ним к Белому морю, ходили по местам, где сотни тысяч гулаговцев полегли на строительстве ББК (Беломорско-Балтийского канала). Никогда он не говорил, что знал финский, но допускаю, что так, наверное он карел. К сожалению, не знаю, что с ним стало, последний раз видел его в начале 1990х в Петрозаводске. В соцсетях его нет... Между тем, недавно умерший в Петрозаводске писатель и скульптор САлтуп http://korennik.livejournal.com/ прямо обвинил ГНетнева (и Верхоглядова) в платном сотрудничестве с КГБ в советские годы и, вроде, доказательства приводил.
Так что все эти "переводы" надо воспринимать с изрядной долей иронии.
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
Поздно что-то КГБ взялся за проведение акций психологической войны относительно советско-финских войн :) 1990 год - это последний год перед развалом СССР. Деструктивные процессы тогда уже шли вовсю. На южных окраинах Союза всё более активно действовали националистические элементы. Советские и коммунистические органы власти охватил паралич. В Сортавала в тот год, помню, впервые было организовано мероприятие "Миры встречаются". С 50-х годов и до 1990-го в СССР не выходило вообще никаких книг, серьёзно и объективно разъясняющих причины и хронологию событий 39-40-го и 1941-44-го годов в советско-финских отношениях. КГБ дремало :) , а может оберегало финских друзей от какой бы то ни было критики. А когда Союз начал рушиться - вдруг кинулся переводить и публиковать антифинские материалы :)
Не знаю никаких мемуаров о тех событиях, вышедших из-под пера бывших рядовых, сержантов и младшего-среднего комсостава РККА. Генералы- те да, писали. Но о Карелии - только несколько страниц общих фраз. Напротив, бывшие финские рядовые и мл. офицерский состав мемуары писали, и довольно подробные. С этим мы столкнулись при подборе мест для поисковых работ. Ребятам приходилось переводить финские мемуары, чтобы построить какие-то планы по поисковой работе. Кстати в нескольких случаях достоверность этих мемуаров оказалась не на высоте. Автор пишет о жестоком бое, приезжаем туда - окопы есть, но никакого боя не было вообще. Но это так, небольшое отступление.

Заозёрный - это небольшой посёлок вблизи Сортавала. Если ехать из Сортавала и перед финским кладбищем свернуть влево, затем пересечь ж.д. у Суконки, затем мост через пролив между Парковским озером и озером Кармаланъярви, затем мост между озёрами Хюмпелянярви и Кармаланъярви, то сразу за этим мостом и будет пос. Заозёрный. Координаты командира поискового отряда "Ладога" можно узнать у директора Сортавальского краеведческого музея. Когда я там был в последний раз, директором была Бердяева Татьяна Юрьевна.
Edited 8/1/14 14:31 (UTC)
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
Насчёт того, сколько бывших военнопленных, переданных финнами СССР в 1944 году было после фильтрации осуждено, я читал когда-то. Где вот только, вспомнить бы. Попробую найти. Но помню, что цифра осуждённых была небольшой относительно общего числа переданных.
Posted by [identity profile] to-vi.livejournal.com
Расскажите, пожалуйста, откуда у Вас такие данные. Я пока нашла только вот такую ссылку: "В СССР во время Войны Продолжения скончались 997 финнов, то есть смертность финских пленных составляла 32% с учетом расстрелянных в момент пленения, в Финляндии — 18 700, то есть 29%. В Германии, для сравнения, умерли в плену 57% советских солдат" отсюда: http://www.kaur.ru/docs/frolov.php
Но это самоцитирование. Т.е., автор в подтверждение своих слов ссылается на свою же собственную работу. На другую статистику выхода не дает.

Вот еще нашла: http://www.aroundspb.ru/finnish/pietola/pietola1.php
Что странно, там тоже никаких ссылок нет, и справочный материал отсутствует. По идее, должно быть больше, чем одна работа на такую тему, и хоть какой-то отсыл к архивно-статистическим данным.
В.

P.S. Вот, еще нашла: http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=chuhonec&lang=en
Этому верю. Во-первых, человек рассказывает о том, что сам пережил. Во-вторых, сайт наш родной, зеленогорский.
Edited 8/1/14 04:19 (UTC)
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
""В СССР во время Войны Продолжения скончались 997 финнов, то есть смертность финских пленных составляла 32% с учетом расстрелянных в момент пленения"
Интересно, как учитывали количество расстрелянных финнов? Выше я писал, что принимал участие в поисковой работе в местах боёв 1941 года в районе Сортавала. В некоторых случаях останки наших бойцов носят очевидные следы расстрела. В одном случае боец был закопан, по моему мнению, заживо. Это было конечно не в городе, а в лесу вблизи Хелюля.
Так вот, как можно из данных следов прошлых событий делать глобальные выводы о количестве расстрелянных при взятии в плен во время всей войны?

(no subject)

2/4/21 10:30 (UTC)
Posted by [identity profile] toika0.livejournal.com
Дам ссылку на книгу Ивана Твардовского (он был в финском плену, и в советском) "РОДИНА И ЧУЖБИНА"

http://boris-mojaev.narod.ru/index.files/tvardovsky.htm
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
Умилил плакат.
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
КГБ упомянуто только в связи с тем, можно ли доверять переводчику, который, возможо, всю жизнь был платным стукачом. Возможно, подчеркиваю, это утверждал Салтуп, не я.

Ни про какие акции КГБ я не писал. Кстати я был на этом празднике Миры встречаются с американцами и должен был вначале переводить на английский, но потом меня сменили на Догилеву, я об этом писал.

http://montrealex.livejournal.com/86972.html#cutid1


Сам я отношусь без пиетета к таким поисковикам - часто найденное ими оружие использовалось при совершении преступлений.

Захоронить достойно своих солдат ДОЛЖНЫ БЫЛИ власти, но усатому было не до этого - он мир делил. После него тоже не озаботились, ни Хрущ ни Брежнев. Позор.
Posted by [identity profile] egor8.livejournal.com
Наверное действительно не понял.
Интересно было почитать про фестиваль 1990 года. А то, что власть не озаботилась захоронением погибших солдат, конечно достойно осуждения. Но можно не только осуждать, а своими руками начать исправлять создавшееся положение. Делать хоть что-то. К таким "поисковикам", о которых Вы упомянули, я тоже отношусь с неприязнью. Это попросту преступники. Но не стоит под одну гребёнку называть преступниками всех, кто уходит в лес с металлоискателем. Деятельность большинства этих людей официальна, они тратят свои деньги и свободное время, чтобы перезахоронить погибших, брошенных в войну в лесах, по возможности узнать их имена, сообщить об их судьбе их родственникам. Относительно погибших под Сортавала такие случаи не единичны. А насчёт найденного оружия и его использования в преступлениях, могу только сказать, что за прошедшие с тех событий более 70 лет, находясь в земле оно пришло в такое состояние, что использовать его практически невозможно. Об использовании оружия, найденного в прошлые годы, могу дать ссылку на пояснительную записку к законопроекту депутата ГД Р.Худякова: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/FF83FD3F2F97629343257B71005B1512/$FILE/282023-6.PDF?OpenElement
"В основных источниках поступления оружия на чёрный рынок гражданские его владельцы не числятся. Так, 50% случаев поступлений оружия отечественного производства в нелегальный оборот приходится на упущения должностных лиц контролирующих в России оборот огнестрельного оружия, 17% приходится на поступления из мест вооружённых конфликтов, 14% поступает из утрат на этапе производства оружия, 5% приходится на поступления из мест нелегальных раскопок. "

То есть только 5%. Но это в общем-то к теме военнопленных не относится.
Edited 9/1/14 03:38 (UTC)
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
Да, мы говорим об очевидных вещах, конечно. Только 5 % не так уж мало, на самом деле. Хотя вы правы, к моему посту это вообще мало относится.

(no subject)

30/6/14 17:27 (UTC)
Posted by [identity profile] teanjam.livejournal.com
кадры веселящихся людей с оружием идущих под гармошку на фоне горящих зданий.. какой-то.. пир во время чумы. И глаза у гармониста какие-то очумелые. Фото и вправду хороши.
Posted by [identity profile] montrealex.livejournal.com
Сдались и остались в живых.

Profile

3apa3a: (Default)
3apa3a

December 2021

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 
Page generated 3/4/26 13:07

Expand Cut Tags

No cut tags